Цифровая трансформация ритейла: Amazon открывает второй магазин без кассиров

Проект Amazon Go — самый яркий пример того, как технологии меняют розничную торговлю. Полтора года назад в Сиэтле, на первом этаже штаб квартиры Amazon открылся магазин без кассиров и очередей. Достаточно было авторизоваться на входе через приложение и далее система сама отслеживала, что клиент берет с полок.

Никаких очередей и кассиров, просто бери и уходи. Именно такую схему предложила компания. Но как только  магазин открыли для всех желающих, в нем мгновенно появились очереди. Но не выход, а на вход. Тысячам людей захотелось попасть в “магазин из будущего”.

Amazon не раскрывает данные о качестве работы системы, поэтому непонятно, насколько точно она работает на данный момент. Только новости о расширении сети дают понять, что все, наверное, неплохо. Пару дней назад компания поделилась планами об открытии еще трех магазинов без кассиров. В Сиэтле, Чикаго и Сан-Франциско. Первый из них откроется уже этой осенью рядом с публичной библиотекой Сиэтла. В таком месте приток туристов обеспечен, библиотека — популярная достопримечательность, как и у нас.

Будущее уже наступило? Скорее нет. У новой технологии пока много ограничений. Во первых, она пока работает в маленьких магазинах с небольшим ассортиментом. Первый Amazon Go умещается на 160 кв.м, второй займет чуть меньше 300 кв.м. Продают в них готовую еду, напитки и сладости, то есть продукты для перекуса в рабочий полдень. В таком случае “умный” магазин — просто спасение. Забежал в обед, быстро схватил еду с полки и пошел дальше без потери времени на кассе.

Масштабирование на большую площадь и ассортимент требует решения многих проблем. Например, как продавать развесной товар? И какая вычислительная мощность потребуется, чтобы следить за посетителями целого гипермаркета в часы пиковых нагрузок? Но представьте, какие перспективы откроются, когда технологию удастся масштабировать на уровень крупных сетевых ритейлеров. Единый аккаунт позволяет узнать, как человек совершает покупки онлайн и оффлайн. Добавьте к этому электронные ценники и можно будет делать персональные предложения каждому покупателю, помогать в выборе и поиске товаров по списку, подсказывать недостающие продукты для планируемого ужина и многое другое.

Представьте дивный новый мир, в котором супермаркет знает, что вы любите и  сам подсказывает, что нужные продукты закончились. А потом делает персональную скидку на ваше любимое печенье. Примерно как мелкие лавочники, знавшие в лицо всех своих клиентов. Вот куда нас ведет Amazon.

Но приведет не скоро. Мы рискнем предположить, что первый магазин без кассиров появится в Беларуси через 10 лет. Это будет небольшой “Евроопт” в самом центре Минска. И белорусы будут ходить туда на экскурсию, как в самые первые “Макдональдсы”. А до полного исчезновения касс из супермаркетов еще не один десяток лет.