От репетитора математики до преподавателя IT-курсов: история Саши Варкалова

Наш сотрудник, Александр Варкалов, не только талантливый программист, отзывчивый коллега и просто хороший парень, но и ответственный преподаватель языка программирования Python на курсах TechMeSkills. Мы попросили Сашу рассказать о своем профессиональном опыте, о том, как он пришел к преподаванию, а также нюансах преподавательской жизни.

Расскажи о том, как ты попал в IT?

— Когда я поступал на факультет радиофизики БГУ, я терпеть не мог программирование. Но на первом курсе я начал изучать  C++, преподаватели оказались толковые и именно они помогли мне открыть этот прекрасный мир. Уже тогда я начал пробовать себя в работе программиста и попытался устроиться в Invento Labs (тогда еще EuroATS), однако я был после первого курса, совсем зеленый и знал только C++, а здесь все работали с языком Scala, для написания кода которого желательно знать еще и Java. Этих знаний у меня не было, мне было очень тяжело, поэтому я постажировался 1-2 месяца и вернулся к учебе.

Как ты начал преподавать?

— В студенческие годы я решил попробовать себя в качестве репетитора физики и математики, так как эти предметы мне всегда давались хорошо и я подумал, что могу кому-то помогать в их изучении. Так я начал заниматься с детьми с 7-го по 9-й класс. Изначально преподавать мне нравилось, однако когда мне пришлось прогонять программу по второму кругу, уже для других учеников, — это быстро наскучило. Тогда я записался на курсы программирования на языке Python в IT-академию ПВТ. Мне в очередной раз повезло с преподавателем и он смог меня замотивировать продолжить изучать данный язык. Почему Python? Сначала я начал самостоятельно изучать Java, но моя курсовая работа была связана с языком Python, который мне понравился больше и я решил пойти на курсы, чтобы изучить его глубже. После окончания курсов я вновь пришел в Invento, где после прохождения стажировки и испытательного срока я начал работать программистом. Осенью прошлого года на Linkedin мне пришло приглашение попробовать себя в качестве преподавателя курса “Python-разработчик” TeachMeSkills, и уже в марте я начал обучать свою первую группу. Т

Тебе предоставили материалы курса или ты готовился самостоятельно?

— Мне дали материалы для первых занятий, однако они оказались сложными для начинающих и я решил, что лучше подготовить материалы самостоятельно. Конечно, я придерживался утвержденной создателями программы, однако охватить все заявленные темы невозможно физически. Знайте, что любая программа курса — это всегда часть маркетинга, так как для полноценного изучения всех заявленных тем 6 часов в неделю недостаточно. Поэтому я выбрал самые важные, на мой взгляд, темы и попытался раскрыть их более подробно.

С какими сложностями ты столкнулся в процессе преподавания?

— Так как это был мой первый опыт преподавания программирования, не обошлось без косяков. Первое, что я уяснил: моё представление о “легкости” той или иной темы может существенно отличаться от представления студента. Те темы, которые я считал простыми, оказывались сложными для восприятия студентами. С приобретением преподавательского опыта эта проблема решилась сама собой. Я называю это “преподавательская эмпатия” — способность поставить себя на место учащегося и попробовать оценить материал с точки зрения его восприятия.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать преподаватель?

— Первое, что приходит в голову, касается не конкретно преподавателя, а процесса обучения: я считаю, что занятия должны проходить в маленьких группах, так материал будет лучше усваиваться. Также я бы уделил особое внимание уровню подготовки студентов, разделил их на группы. Вообще я стараюсь давать ранжированные задания с учетом уровня знаний того или иного студента, пытаюсь найти индивидуальный подход к каждому.

А что касается преподавателя главный показатель — это его студенты. У плохого они обычно не задерживаются. В моей первой группе было 12 учеников, под конец курса их осталось 11: один из студентов ушел потому что не справлялся, хотя я возлагал на него больше надежды. Вообще организаторы курсов сказали, что за последний год по количеству выпускников мой курс был рекордный.

Также я считаю, что настоящий преподаватель всегда должен сомневаться в степени понимания преподнесенного им материала. Поэтому он должен постоянно спрашивать своих студентов, поняли ли они сказанное и задавать вопросы конкретному студенту на проверку полученных знаний.

Каким минимальным набором знаний, на твой взгляд, должен обладать студент прежде, чем пойти на курсы?

— Сложно сказать. Мой курс, например, не предусматривал каких-либо знаний по языкам программирования. Было достаточно математики, базовых принципов логики и “технического мировоззрения”, если это можно так назвать. На мой взгляд, программирование может изучить кто угодно, просто каждому для этого понадобятся разные усилия.

Важно быть готовым к большому количеству новой информации и практических заданий. Вообще для эффективного обучения очень важно выполнять домашние задания. Основываясь на своем опыте скажу, что те студенты, которые не выполняли задания, показывали низкие результаты.

На что нужно обратить внимание при выборе IT-курсов при их сегодняшнем разнообразии, чтобы не потратить деньги зря?

— Думаю, что это всегда лотерея, потому что узнать, как там изнутри, можно только посетив занятие. Обычно на сайте курсов есть список преподавателей и я рекомендую связаться с ними напрямую, чтобы получить фидбек. Вообще от преподавателя зависит 60% успеха обучения. Также при выборе можно ориентироваться на рекомендации знакомых, прошедших обучение. Можно посетить день открытых дверей. Посещайте их, чтобы иметь свое представление о тех или иных курсах.

Как тебе удается совмещать основную в Invento Labs и преподавательскую деятельность? 

— Для того, чтобы везде успевать, мне пришлось пересмотреть свой график и сместить мою основную работу в Invento Labs на более раннее время, чтобы уже в 19 часов я мог быть на курсах. Ведь курсы — это не только преподавание, но и подготовка к занятиям, формирование заданий, проверка домашней работы, на что уходит почти столько же времени, сколько и на сами занятия. В целом, преподавание помогает мне разгрузить голову от основных рабочих задач, а также мотивирует изучать Python более детально.